История театра

В 60-е годы XIX столетия в Череповце при Общественном собрании из «господ-любителей» был образован музыкально-драматический кружок, который объединил представителей интеллигенции, купечества, дворянства и чиновников. Спектакли, поставленные кружком, стали большим событием в культурной жизни города. Основу репертуара составляли водевили, шутки и комедии, популярные не только в провинции, но и в столичных театрах.

25 апреля 1899 года музыкально-драматический кружок в память столетней годовщины со дня рождения А.С.Пушкина и с дозволения начальства поставил драму в 6-ти действиях «Борис Годунов». В этом же 1899 году музыкально-драматический кружок стал называться Театром Череповецкого уездного Попечительства о народной трезвости. На сцене театра в это время шли «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Женитьба Бальзаминова» А.Н.Островского. «Ревизор» же настолько понравился череповецкой публике, что стал своеобразной визитной карточкой театра и не сходил с афиши театра в течение нескольких лет.

Начало ХХ века труппа театра встретила постановкой оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя». Лучшими актерами театра в тот период были: прокурор Н.В. Кудревич, адвокат А.В. Крылов, юрист Б.Н.Цветков, врач Ф.Г. Берков, предводительница женской гимназии З.А.Талызина (Разживина), княгиня С.В. Тенишева, жена надворного советника А.И. Озерцова, миллионер Мостафин и его дочери, организатор любительских театров П.В. Калашников.

В годы первой мировой войны доходы от спектаклей шли в помощь больным и раненым воинам, лечившимся в череповецких госпиталях.

24 февраля 1914 года в Череповце на Воскресенском проспекте началось строительство двухэтажного каменного здания новых торговых рядов с верхним помещением для народного театра. Из-за ограниченности средств и военного времени строительство велось медленно и проектные работы не были выполнены в полном объеме – не построено второе крыло здания, в нишах не установлены скульптуры. Но и то, что было сделано, производило впечатление. Это и само здание. И два фойе с зеркалами, буфетом и зелеными топчанами, роскошный зрительный зал с хрустальной люстрой и темно-вишневым бархатным занавесом. Сцена с суфлерской будкой и оркестровой ямой.

В 1916 году в Череповце сформировались почти одновременно два театральных коллектива – «Народный театр» и «Творчество драматических артистов». В конце 1919 года два театральных коллектива объединились и создали единую труппу, которая и начала работать в здании нового театра на Советском проспекте (бывшем Воскресенском). Театр получил официальное название – Губернский показательный театр.

Постоянные реорганизации в театре меняли его название. В 1924 году он стал именоваться «Художественно-театральным комбинатом». Как и положено комбинату, театр «гнал» продукцию, поставил за сезон 1924-25 гг. 39 спектаклей, а за 1925-26 гг. – 50 премьер. В 1927 году театр снова сменил название на «Окружной Показательный театр драмы и музыкальной комедии, художественно-театральный комбинат ОКРОНО».

В 1936 году, в связи с вхождением Череповца в состав Вологодской области, город стал восстанавливать собственный театр. 17 октября 1938 года оргкомитет ВЦИК по Вологодской области вынес решение открыть в городе стационарный драматический театр. Труппа театра состояла из 32 актеров и оркестра из пяти человек. В годы Великой Отечественной войны театр гастролировал по области. В 1945 году театру было вручено переходящее Красное знамя «За самоотверженный труд и за победу в социалистическом соревновании с Вологодским областям театром»

На 1 ноября 1947 года в театре числилось 42 человек. Билеты на спектакли приобретались заранее по предварительной записи. Шли эти спектакли уже не на сцене театра, а в Доме Культуры. В 1948 году по распоряжению правительства театры лишились финансирования со стороны государства и были переведены на самоокупаемость. В 1848-49 гг., кое-как отработав свой последний сезон, театр прекратил свое существование.

1 октября 1998 года был подписан приказ о возрождении профессионального театра в городе Череповце и назначении главным режиссером театра Т.Г. Макаровой – выпускницы Ярославского театрального училища (актерского отделения и Санкт-Петербургской Академии театрального искусства (режиссура драмы).

12 ноября 1997 года состоялась премьера музыкального спектакля по пьесе Л.Зорина «Бурные дни Гарунского», где Т.Макарова одна исполнила восемь женских ролей. Спектакль поставлен в содружестве с профессиональными джазовыми музыкантами. По сей день «Гарунский» собирает полные залы.7 января 2000 года вышел второй спектакль – лирическая комедия по пьесе В.Константинова и Б.Рацер «Дачный роман».

В этом же году проект спектакля «Матриархат», автор которого московская журналистка Светлана Куликова, выиграл грант фонда Сороса. Спектакль отличает неожиданное, порой шокирующее сценографическое решение, с использованием световых эффектов, видеоряда. Эмоциональное раскрытие образов решается с использованием в спектакле балета. Несмотря на название: «Матриархат» – все женские роли исполняют мужчины.

Музыкальная комедия по пьесе Альдо Николаи «Любовь …до гроба» – стала новым театральным экспериметом, где партнерстововал театр – танца, мызыканты-инструменталисты, актеры. Жанр комедии был определен как музыкально-криминальная эксцентрическая…

Встреча с драматургом Валентиной Николаевной Боровицкой оказалась для театра решающей. Поставив пьесу В.Боровицкой – «Варвара Петровна» – о матери и семье великого русского писателя И.С. Тургенева, театр с эти спектаклем начал гастрольную деятельность в г.Москве и городах Подмосковья. Москва принимает театр два года. В 2003 году театр участвовал в работе международной конференции «Россия-Тургенев-Европа», закрывая работу форума спектаклем «Варвара Петровна».

Официальная дата появления Камерного театра – 1 октября 1998 года. Но заявлен театр, как основа для будущего профессионального, в 1997 году, показав горожанам первый спектакль – музыкальную комедию по пьесе Л.Зорина «Бурные дни Гарунского». Спектакль был принят безоговорочно, что стало толчком к официальному признанию и созданию профессионального театра.

Следом за первым спектаклем поступил социальный заказ на создание второго спектакля, так родился «Дачный роман» Б.Рацера и В. Константинова, который, как и «Гарунского» пересмотрел весь город.

Следующий этап работы театра был очень значителен. Вокруг коллектива стало образовываться некоторое творческое сообщество, вдохновленное поисками и признанием театра. Результатом подобного союза стало появление пьесы «Матриархат», написанной череповецкой журналисткой (ныне живущей в Москве) С.Куликовой.

В 1998 году в штатном расписании творческого состава была единственная ставка главного режиссера театра, а на сцене, в спектакле работали двое актеров — Федор Гукасян и Татьяна Макарова (она же и главный режиссер).

В настоящее время в Камерном театре работает постоянная актерская труппа из 20 актеров.

Театр активно сотрудничает с актерами Санкт-Петербургского театра «Балтийский дом»,  которые  приезжают   играть  с  череповецкими   коллегами.

Камерный театр сотрудничает со всеми предприятиями города, управлением образования, здравоохранения, социальной защитой населения.

Почитать о реконструкции здания Камерного театра

 

© 2012-2016 Камерный театр Все права защищены.
Использование материалов сайта без согласия автора запрещено.
Разработка и дизайн сайта:
Арина Гаврилова и Вера Щекочихина